Как избежать мошенничества в сфере бытовых услуг: схемы обмана

Как избежать мошенничества в сфере бытовых услуг: схемы обмана

Коммунальными услугами пользуются все граждане РФ. Поэтому для мошенников это безграничное поле внедрения схем, направленных на обман людей и незаконное обогащение. Жертвами становятся не только доверчивые пенсионеры. В первую очередь на удочку преступников ловятся те, кто всегда все делает по правилам и добросовестно выполняет законы.

Люди покупают ненужные услуги, которые навязывают под видом обязательных, оплачивают фальшивые квитанции, меняют исправные приборы учета на новые по завышенной цене. Мошенники изобретательны и убедительны: действуют напористо и даже нагло. Но поскольку все их действия только изображают законность, то распознать обманные манипуляции возможно. Главное – не предпринимать никаких действий спонтанно и не принимать решений под давлением «авторитета».

Поверка приборов учета

Поверка законна только в том случае, если она выполняется сотрудником аккредитованной службы. Предъявляя поддельные копии Аттестата аккредитации, псевдометрологи «поверяли» счетчики и выдавали фальшивые свидетельства о поверке. Взяв деньги за работу, «специалист» исчезал навсегда. УК отказывалось принимать предъявленные собственником документы: деньги потрачены понапрасну.

Так было до введения закона об обязательной регистрации поверки счетчиков в электронной системе ФГИС «Аршин». Это изменение обезопасило граждан от мошенничества, но лишь отчасти. Действительно, мастер из неаккредитованной организации не может внести данные в реестр ФГИС. Но, согласно закону, Аккредитованные юрлица и индивидуальные предприниматели должны передать сведения в течение двух месяцев с момента поверки либо в срок, указанный в договоре. Ничего не мешает злоумышленнику воплотить предыдущую схему, пообещав клиенту внести результаты поверки в течение ближайших нескольких дней.

Решение: заказывайте поверку только в организациях, которые регистрируют счетчики в ФГИС «Аршин» сразу после процедуры на глазах заказчика.

Замена приборов учета

Мужчина в униформе сантехника звонит в дверь, представляется сотрудником вашей управляющей компании и просит показать ему счетчик воды. Осмотрев прибор, он заявляет, что модель устарела и к учету ее больше не принимают. ИПУ надо срочно заменить на новый, иначе в следующем месяце придет непомерно большой счет за воду и штраф. Хозяева соглашаются. Мошенник меняет исправный водомер на новый по двойному-тройному тарифу.

При другом варианте «специалист», осматривая счетчик, поддевает и незаметно повреждает пломбу. Поскольку пользователи смотрят на прибор раз в месяц, чтобы списать показания, злого умысла они не видят и только разводят руками. «Добрый коммунальщик» предлагает поменять счетчик на новый по драконовскому тарифу.

Попутно возможны продажи ненужных дорогостоящих устройств бытового предназначения, которые требуется приобрести в обязательном порядке. А также беглый осмотр квартиры: информацию можно продать преступникам, если в доме есть чем поживиться.

Решение: не впускайте в дом незнакомых людей. Не стесняйтесь спросить фамилию визитера. Попросите его немного подождать за дверью и позвоните в управляющую компанию по месту жительства. Узнайте, от них ли пришел сотрудник. УК обязаны заранее сообщить о плановом приходе своего представителя. Внеплановый визит возможен только в случае возникновения внештатной ситуации.коммунальщик

Отключение за долги, штрафы

Якобы работник контролирующей организации приходит и заявляет, что если вы сейчас же не оплатите образовавшийся долг, то квартиру отключат от воды, электричества или газа. А подключение будет стоить больших денег. Жулик трясет фальшивой квитанцией со штрих-кодом и прочими атрибутами настоящего документа. Очень часто у хозяев сдают нервы, и люди отдают наличные деньги.

Как вариант, мошенник приходит с проверкой газового или другого оборудования и штрафует за выдуманные нарушения. Липовый штраф выписывает на месте и предлагает оплатить сразу же наличными, без комиссии.

Бывают и более тяжелые ситуации, когда в процессе осмотра «мастер» умышленно ломает оборудование или счетчики и предлагает починить во избежание штрафа. За «ремонт» не забывает взять втридорога.

И самый отвратительный вариант, когда незнакомец, проникший в квартиру под видом сотрудника УК, и устраивает ограбление.

Решение: если штраф требуют оплатить немедленно, – это точно мошенники. Поставщики ресурсов никогда не отключают воду, свет и газ немедленно. После уведомления о долге собственнику дается 20 дней на его погашение.

Это лишь несколько рабочих схем, которыми пользуются жулики. Есть и другие вариации. К тому же новые креативные идеи приходят в «светлые» головы аферистов регулярно. Чтобы не быть обманутыми, соблюдайте простые правила:

  1. не впускайте в квартиру чужих людей, не удостоверившись, что это действительно представитель УК;
  2. проверяйте бумажные и электронные квитанции на подлинность, прежде чем оплачивать;
  3. не заключайте договоры на бытовые услуги со специалистами., которые звонят вам в дверь;
  4. не оплачивайте никакие штрафы наличными на руки;
  5. проверяйте наличие Аккредитации у метрологических служб на официальном сайте Росаккредитации;
  6. не принимайте скоропалительных решений: если на вас давят и торопят, значит, пытаются обмануть;
  7. вызывайте полицию при получении угроз со стороны непрошенного визитера. 

Статьи

Полезная информация