Методики поверки счетчиков воды

Методики поверки счетчиков воды

Варианты поверки счетчиков воды по окончанию межповерочного периода: без снятия на месте установки, в условиях лаборатории на стенде, замена на новый вместо поверки.

Испытания на дому без снятия

Проводят при помощи переносной установки. Этапы прописаны в документации МИ 1592 – 2015. Контролируются приказом Росстандарта №135.

  1. Внешний осмотр: считываемость показаний, целостность корпуса, наличие пломбы, соответствие номера счетчика данным технического паспорта. Только при соблюдении всех пунктов водомер допускается к следующему этапу тестирования.
  2. Диагностика на герметичность. В течение минуты кран оставляют открытым: спускают воду для устранения излишков воздуха. Закрывают кран и проверяют соединительные стыки между водомерным блоком и трубопроводом. Должно быть сухо. Наличие даже одной капли указывает на необходимость замены.
  3. Проверка погрешности. Производится при помощи переносного измерительного стенда. Через бытовой ИПУ и эталонное устройство пропускается определенное количество воды. Показания обоих приборов сравнивают и выводят степень отклонения домашнего водомера. Испытание пройдено, если ошибка составляет не более 5%.
  4. Данные экспертизы метролог заносит в электронный реестр ФГИС «Аршин». Управляющая компания получает сведения из общей онлайн системы и вновь ставит измеритель на учет. С этого момента показания ИПУ вновь принимаются к сведению.

Процесс длится 20-30 минут вместе с регистрацией в реестре ФГИС «Аршин». Пломба не нарушается.

Поверка в лаборатории

Собственник помещения или ответственный за прибор принимает решение: заключить договор с метрологической службой на проведение полного цикла поверочных работ или самостоятельно отвезти счетчик в лабораторию.

Первый вариант предусматривает демонтаж/монтаж устройства, установку на трубопровод специальной заслонки, транспортировку и саму экспертизу.

Второй вариант как бы позволяет сэкономить, поскольку оплачивается только лабораторное тестирование. Но следует учесть, что демонтировать и устанавливать прибор может только специалист.

  1. Подготовительные работы начинаются с оповещения управляющей компании или МФЦ о предстоящей процедуре. Представитель контролирующей организации приходит для фиксации текущих показаний и снятия пломбы. Специалист снимает водомер и устанавливает заслонку.
  2. Доставленный водосчетчик на первом этапе проходит внешний осмотр, как и при проведении поверки на дому. Герметичность устройства проверяют на стационарном гидравлическом прессе, используя разную степень давления.
  3. Уровень погрешности тестируют на стационарной измерительной установке. Допускается такое же отклонение от эталона, как и при испытаниях посредством переносного стенда: до 5%.
  4. Водомер разбирают и подвергают профилактическому осмотру: чистят, меняют износившиеся детали, при необходимости калибруют.
  5. Заносят данные экспертизы в реестр ФГИС «Аршин». Отправляют агрегат домой и устанавливают на прежнее место.
  6. Приглашенный контролер опечатывает счетчик и вводит измеритель в эксплуатацию.

Процесс занимает 4-10 дней. Оплата расхода воды за этот период рассчитывается по усредненным показателям за последние полгода.

Поверка на дому и испытания в лаборатории имеют свои плюсы и минусы. Подавляющее большинство пользователей выбирают первый метод: быстро, удобно, недорого. Но некоторые модификации водосчетчиков подлежат тестированию только в условиях лаборатории. К примеру, все общедомовые и производственные водомеры. Некоторые бытовые ИПУ так же нельзя подвергать метрологической проверке без снятия.

Информация о требуемой методике поверки указана производителем в техническом паспорте.

Замена вместо поверки

Оба виды экспертизы требуют наличия Аттестата Аккредитации от исполнителя процедуры. Со 100% уверенностью можно утверждать, что организации, уверяющие, что замена счетчика воды выгоднее чем, поверка, не имеют аккредитации. Просто такой маркетинговый ход увеличивает количество заказчиков на услуги, не подлежащие лицензированию: замена и установка ИПУ.

Случается, что собственник заметил неполадки в работе измерителя. Или прибор долго не работал, и есть сомнения в его дальнейшей пригодности. В этих случаях действительно проще поменять счетчик, а не тестировать.

Если же в процессе эксплуатации к водомеру претензий нет, экономически выгоднее провести поверку. 

Статьи

Полезная информация